СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Круглый стол в СОИРО

24.03.2016

24 марта 2016 года в ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» состоялся Круглый стол «Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России”». В работе круглого стола приняли участие руководители образовательных организаций; специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители методических объединений и педагоги из 20 муниципальных образований. Смоленскую Православную Духовную Семинарию представляли руководитель отдела по научной и учебно-методической работе Л.Н. Урбанович и методист Отдела по религиозному образованию и катехизации Смоленской митрополии, преподаватель СПДС монах Лука (Лисовский).

Основной целью Круглого стола стало обсуждение актуальных вопросов и проблем реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных организациях Смоленской области, среди которых нормативно-правовые аспекты введения данной предметной области; вариативные модели организации образовательного процесса в рамках предметной области ОДНКНР; взаимодействие образовательных, религиозных организаций и других социальных партнеров в сфере духовно-нравственного развития детей и подростков и др.

С приветственным словом к участникам обратились ректор ГАУ ДПО «СОИРО» О.С. Кольцова и руководитель Отдела по религиозному образованию и катехизации Смоленской митрополии протоиерей Роман Павлишов.

 С докладами по обозначенным проблемам выступили начальник отдела общего и дополнительного образования Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи И.В. Ермакова; проректор по развитию региональной системы образования ГАУ ДПО «СОИРО» С.П. Захаров; доцент кафедры воспитания и социализации детей и молодежи ГАУ ДПО «СОИРО» Т.Ю. Макаренкова, руководитель отдела по научной и учебно-методической работе СПДС Л.Н. Урбанович.

В своем выступлении «Проблема преемственности содержания учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” и предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России”» Л.Н. Урбанович отметила, что в ряде случаев у педагогов возникают не совсем верные представления, что ОРКСЭ и ОДНКНР никак между собой не связаны и нет необходимости при выборе формы и содержания реализации ОДНКНР принимать во внимание, какой модуль изучали дети в курсе ОРКСЭ. Педагогически это не оправдано и не эффективно – заметила выступающая. В инструктивном письме Минобрнауки №08-761 от 25.05.2015 указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ начальной школы. Принимая во внимание, что в Смоленском регионе по данным мониторинга в 2015 – 2016 году 83% учащихся 4 класса изучают ОПК, очевидна необходимость выстраивания системы на основе православных духовных ценностей. Приемлемым в качестве логического продолжения модуля «Основы православной культуры» представляется только вариант реализации ОДНКНР через учебный предмет. Л.Н. Урбанович напомнила, что в регионе более чем за 15 лет сформировалась учебно-методическая база по духовно-нравственному образованию на основе православных духовных ценностей. Имеющийся опыт позволяет разработать единый учебно-методический комплект по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Однако эта работа, как заметила выступающая, на перспективу, а введение предметной области в учебный план основного общего образования осуществлено с 1 сентября 2015 года. В связи с этим Отдел по религиозному образованию и катехизации Смоленской митрополии совместно со Смоленской Православной Духовной Семинарией наметил план работы по оказанию помощи в решении данной проблемы как в содержательном, так и материальном обеспечении новой предметной области. Необходимость такой работы в регионе продиктована также тем, что рекомендованные учебно-методические комплекты по Основам духовно-нравственной культуры народов России по содержанию являются либо продолжением светской этики, либо основ мировых религиозных культур. И появляется опасение, что все труды по развитию и продвижению преподавания Основ православной культуры могут оказаться безрезультативными. Очевидным является факт, что только работа в системе позволит достичь поставленных результатов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

По итогам проведения круглого стола были приняты методические рекомендации по вопросам введения и реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. 

 

Использованы материалы сайта Смоленской митрополии

Назад