СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Православная инициатива 2015-2016

17.10.2016

В рамках проекта «Формирование ценностной ориентации школьников на уроках словесности: система работы с текстами духовно-нравственной проблематики», победителя грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» состоялись открытые уроки учителей русского языка и литературы школ города Смоленска.

Урок русского языка в 9 классе учителя Смоленской Православной гимназии И.В. Кошелевой был посвящен подготовке к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое совесть?». Заявленная для проблемного анализа тема («Что такое совесть?») и проведенный разноаспектный анализ предложенного текста художественного произведения способствовал реализации воспитательного потенциала урока в и приобщению к Православной культуре Отечества, воспитанию нравственных качеств личности. Система работы, включающая самостоятельный поиск и толкование понятий, беседу с целью выявления морального аспекта текста, создала условия для формирования активной позиции учащихся в решении проблем духовно-нравственного воспитания. Положительным моментом было привлечение опыта детей для понимания практической реализации понятия «совесть» в конкретных жизненных ситуациях.

Урок литературы в 8 классе учителя школы № 12 Е.В. Козловой «Поиски нравственного идеала в классической и современной литературе» строился на сравнительном анализе образа Маши Мироновой из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и рассказа Н.Е. Сухининой «Кому идет коса до пояса». Поэтапное продвижение от собственных представлений и ассоциаций, связанных с понятием «нравственный идеал», через судьбу героев произведений помогло ребятам прийти к нравственному обогащению и новому наполнению первоначального содержания исследуемого понятия. В ходе урока была составлена сравнительная таблица, которая наглядно показала приоритет духовных качеств над внешней привлекательностью.

Урок литературы в 8 классе учителя школы № 12 О.К. Сливкиной назывался «Да мамка она моя!» и был посвящен рассказу Н.Е. Сухининой «Брошка с Мадонной», поднимающему актуальные темы семейного воспитания, взаимоотношений в семье, прощения, милосердия, сострадания, проблему духовного и физического здоровья нации.

Учителю удалось органично сочетать требования Федерального государственного стандарта и глубокое нравственное содержание урока. Тонкий подход к изучаемому произведению, вовлечение детей в рассуждения о поступках и словах героев, прослеживание связи с окружающей действительностью позволило сделать материал урока личностно значимым для обучающихся.

Проведение открытых уроков было организовано участниками проекта: завкафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленской Православной Духовной Семинарии А.М. Ильиной, руководителем отдела по учебно-методической работе СПДС Т.А. Матаненковой, менеджером Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска Ю.В. Викторенко.

Конспекты и мультимедийные материалы уроков войдут в учебно-методическое пособие, которое выйдет по результатам проекта.

Назад