СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

История семинарии (новейший период)

Начавшееся в конце 1980-х гг. церковное возрождение в нашей стране отразилось и на духовном образовании. После долгого перерыва в России были открыты новые церковные учебные заведения. 30 ноября 1988 г. решением Священного синода Русской православной церкви по инициативе правящего архиерея архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла (с 1991 года — митрополита, с 2009 года — Патриарха Московского и всея Руси) было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище, ректором назначен священник Виктор Савик, а в 1989 году был произведен первый набор студентов. Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, учрежденных после долгого перерыва. В начальный период существования оно включало два отделения — пастырское и регентское.

В этом же году училищу был передан комплекс зданий около крепостной стены Смоленска. Он включает в себя церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1794 г., архитектор М.Н. Слепнев) и два здания послевоенной постройки, в которых после реконструкции разместились жилой и учебный корпуса с библиотекой и столовой.

Первые занятия происходили в условиях, когда трудно было думать о чем-либо, кроме хлеба насущного. Студенты жили в тесноте, в одном из домов близ Соборного Двора. В свободное от занятий время нужно было восстанавливать здание Покровской церкви, переданное училищу. За два года, усилиями воспитанников, горожан-добровольцев и множества благотворителей Покровская церковь приобрела теперь уже знакомый смолянам и привычный им облик.

Есть некий особенный знак в том, что Духовное училище разместилось в Покровском храме, до революции — беднейшем и наименее посещаемом из всего множества смоленских церквей, но зато расположенном на холме, где по преданию проводил ночи в непрестанном молитвенном горении к Богу преподобный Авраамий Смоленский, и где во время гонений на Церковь в 30-е годы верующие тайно собирались для совершения Божественной литургии, оборудовав небольшой катакомбный храм под башней «Веселухой».

Прежнее, дореволюционное здание Духовного училища, впрочем, существует и сейчас — рядом с Авраамиевским монастырем, но о его прошлом свидетельствует только мемориальная доска, установленная в память о том, что в 1861—67 гг. здесь учился будущий выдающийся естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев.

14 октября 1990 г. состоялось торжественное открытие храма, учебного и жилого корпусов духовного училища. После Божественной литургии Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл совершил их освящение.

Открывая возрожденную после 70 лет небытия духовную школу, митрополит Кирилл сказал: «Мы надеемся, что училище будет удовлетворять потребности нашей епархии в образованных священнослужителях, в преподавателях воскресных школ, в регентах церковных хоров. Но самая главная наша цель — чтобы училище не столько научило говорить (словам мало кто верит), а чтобы это маленькое скромное училище научило своих воспитанников правильной жизни, чтобы оно сформировало из них светлых людей, способных нести добро в этот мир, помогать другим идти по трудным дорогам жизни, преодолевая тот страшный нравственный кризис, в котором мы сейчас находимся».

С 1 по 3 мая 1993 года на Смоленской земле с архипастырским визитом побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этой поездки Патриарх встретился со студентами и преподавательским коллективом Духовного училища, а также передал в дар библиотеке СМДУ духовную литературу. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода студенты Смоленского училища, окончившие в 199З году II курс пастырского отделения, продолжили обучение на III курсе по программе духовной семинарии. Таким образом, создались необходимые условия для преобразования Духовного училища в семинарию.

20 декабря 1994 года в двадцатипятиградусный мороз, в учебном корпусе начался пожар. Огонь сильно повредил третий этаж корпуса, а потоки воды, низвергшейся вниз во время тушения, обезобразили и изуродовали нижние этажи. К счастью библиотеку и оборудование классов удалось спасти.

Потребовалось время, чтобы обустроить новый учебный корпус семинарии, разместившийся в церкви св. великомученицы Варвары, а также восстановить учебный процесс. Студентам этих лет пришлось немало потрудиться на ремонтных работах и в пострадавшем здании семинарии, и в церкви св. Варвары.

5 мая 1995 года случилось знаменательное для нашей епархии событие: решением Священного Синода Русской Православной Церкви Смоленской духовной школе присвоен статус семинарии, поэтому выпускной акт 1995 учебного года является датой рождения новой Духовной семинарии.

Выпускной акт 1994—95 учебного года, который можно было бы также назвать своеобразной «презентацией» новой Духовной семинарии, запомнился своей торжественной частью, проходившей в здании городской филармонии. Выпускникам были сказаны напутственные слова и поздравления от священноначалия, от представителей других духовных школ, а также от интеллигенции города. Вслед за этим состоялся концерт, в котором приняли участие студенты Духовной семинарии, камерный оркестр Давида Русишвили, гости школы.

А в 1996 году выпускники семинарии получали свои дипломы и поздравления уже в обновленном актовом зале отремонтированного после пожара учебного корпуса. Но с возвращением на прежнее место «строительство» семинарии не закончилось. Вслед за строительством внешним, происходило и строительство внутреннее: духовный поиск, обретение творческого лица в единстве церковной жизни. Этот процесс бесконечен, поскольку в нем заключается жизнь духовной школы, которая является также живым организмом, живущим по своим особенным законам.

В конце 90-х годов XX века в Русской Православной Церкви была проведена реформа духовного образования. Согласно определениям Архиерейского Собора от 2 декабря 1994 г. и Священного Синода от 19 июля 1999 г., все духовные семинарии постепенно должны были преобразоваться из четырехгодичных средних учебных заведений в пятигодичные вузы. В 2000 году в соответствии с положениями реформы духовного образования Смоленская православная духовная семинария была преобразована в высшее богословское учебное заведение с пятилетним сроком обучения, так что выпускники 2001 года получили дипломы нового образца.

Определением Священного Синода от 21 августа 2007 года ректором Смоленской православной духовной семинарии был назначен протоиерей Георгий Урбанович.

Новым этапом развития смоленской Духовной школы стало получение в 2009 году лицензии на реализацию Государственного стандарта «Теология».

В 2011 году Смоленская семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология».

В 2014 году семинария торжественно отметила 25-летие возрождения образовательной деятельности.

Научная жизнь

В первой половине 90-х годов в СМДУ состоялись две международные научно-богословские конференции. В 1992 году была проведена первая в России научная конференция по теме «Исихазм: истоки, история, актуальность», посвященная памяти протоиерея Иоанна Мейендорфа. В конференции приняли участие богословы, священнослужители и ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, интересующиеся церковно-историческим феноменом исихазма. В течение долгого времени исихастские молитвенные практики, паламитская доктрина «обожения» не были предметом особого богословского интереса. В XX веке такое положение вещей изменилось благодаря творчеству русских богословов в эмиграции (Иоанн Мейендорф, Киприан Керн, Владимир Лосский). Сейчас исихазм стал полноправным объектом изучения для возрождающейся церковной науки.

В 1994 году проходила Международная конференция на тему «Духовное просвещение в России. История и современность», в которой приняли участие представители известных российских и зарубежных духовных и светских учебных заведений: Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, Свято-Владимирской Духовной Академии (Крествуд, США), Курской и Минской духовных семинарий, смоленских вузов, Московского и Калининградского университетов, Института восточных церквей (Регенсбург, Германия), и других Учебных заведений.

Этот международный богословский форум положил начало доброй традиции — регулярно проводить в стенах Смоленской Духовной школы обсуждение путей развития религиозного образования в России.

На конференции были рассмотрены различные аспекты истории духовного образования в России, его современное состояние и связь со святоотеческой традицией. Особое внимание было уделено взаимодействию духовного и гуманитарного образования.

Во второй половине сентября 1997 года в Смоленской духовной семинарии проходила Международная научно-практическая конференция «Богословское образование: традиции и развитие». В ее работе приняли участие делегаты богословских школ России и Зарубежья и многочисленные гости: архиепископ Берлинский и Германский Феофан, ректор Московских духовных школ, председатель Учебного Комитета Московского Патриархата епископ Верейский Евгений, ректор Белгородской духовной семинарии епископ Иоанн, содиректор Института Восточных Церквей в Регенсбурге (Германия) о. Николаус Вирволь, ректор Богословского университета во Франкфурте-на-Майне о. Вернер Лезер, профессора и преподаватели Восточного института в Риме, Санкт-Петербургских и Московских духовных школ, Библейско-Богословского и Свято-Тихоновского институтов и др.

На конференции рассматривались вопросы развития богословского образования в России, а также вопросы возможности и перспективы взаимодействия в учебном процессе светского и духовного образования. Кроме того, на конференции был прочитан ряд докладов, посвященных истории становления и развития богословского образования в дореволюционной России.

12–13 октября 1998 года в Смоленской духовной семинарии состоялась третья конференция, посвященная актуальным вопросам развития духовного образования в России, приуроченная к 270-летию образования Смоленской духовной семинарии и 10-летию ее возрождения. В заседаниях приняли участие представители Санкт-Петербургских и Московских духовных академии и семинарии, Санкт-Петербургского института богословия и философии, Эрлангенского университета (Германия) и др. В торжествах принял участие постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

12 апреля 1999 года в Смоленске открылась фото-документальная выставка «От Святой Земли ко всем народам», повествующая об археологических памятниках первых трех веков христианства. Выставка была организована совместно Смоленской духовной семинарией, Центром «Духовная библиотека» (Москва) и Смоленской областной универсальной библиотекой. За два месяца своего пребывания в Смоленске она вызвала большой интерес у жителей города и имела широкий общественный резонанс.

31 августа – 2 сентября 2003 г. в СПДС прошла богословская конференция, приуроченная к двадцать пятой годовщине со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Представленные доклады осветили проблему взаимоотношений Церкви и государства в эпоху господства атеистической идеологии в нашей стране. Главная сторона деятельности митр. Никодима — защита РПЦ от богоборчества советской власти, стремившейся к полному уничтожению православия в СССР. Митр. Никодим сумел спасти от закрытия Ленинградские духовные школы и множество православных храмов. Он во многом определил формирование целого поколения священнослужителей, тем самым, подготовив те перемены, которые произошли в РПЦ в последнее время. Богослужения Владыки производили незабываемое впечатление и являлись своего рода миссионерской проповедью Евангелия в тогдашнем обществе. Митрополит Никодим инициировал межхристианское и миротворческое делание, посредством которого РПЦ стала выходить из внутренней и внешней изоляции.

В 2003 году Смоленская духовная семинария торжественно отметила 275-летие основания и 15-летие возобновления своей деятельности. В семинарии прошла конференция, посвященная исследованию истории семинарии и жизненному подвигу ее выдающихся выпускников, интереснейшей фигурой среди которых был замечательный филолог, библеист, миссионер — архимандрит Макарий (Глухарев). Он является единственным из всех русских святых, который был канонизирован Русской православной церковью четыре раза: первая канонизация святого Макария состоялась в 1983 году в составе Собора смоленских святых, в 1984 году его прославили в составе Собора сибирских святых, а в 1999 — в Соборе алтайских святых. Перед Архиерейским собором Русской православной церкви 2000 года газета «Радонеж» начала кампанию против прославления алтайского миссионера, высказывая сомнения в его святости. Однако Собор утвердил почитание преподобного Макария на общецерковном уровне.

15–16 октября 2005 года в Смоленской духовной семинарии проходила Международная богословская конференция «Пути развития русской богословской школы в ХХI веке: проблемы и перспективы». Основным содержанием выступлений участников конференции стало обсуждение концепции образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви, взаимоотношений с государственными образовательными структурами, организации учебной деятельности духовных школ. Принятие государственного стандарта по специальности «Теология» придало особую актуальность дискуссии по вопросам государственной аккредитации и лицензирования, стоящим сегодня перед духовными учебными заведениями. В конференции приняли участие иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (председатель Отдела внешних церковных связей), архиепископ Верейский Евгений (председатель Учебного комитета Московского Патриархата), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (председатель Комиссии по образованию, ректор Тобольской духовной семинарии); представители Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, председатель Комиссии по взаимоотношению с религиозными организациями при Правительстве России и др.

7–8 апреля 2008 года в Смоленской духовной семинарии проходила первая научно-практическая межвузовская студенческая конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная Смоленской епархией и Смоленской духовной семинарией. В рамках конференции были представлены доклады студентов семинарии и смоленских вузов: Государственного и Гуманитарного университетов, Военной и Медицинской академий, филиала Московского университета МВД РФ и др. Данный форум способствовал налаживанию контактов между духовным и светскими образовательными учреждениями, обмену результатами научно-исследовательской деятельности студентов, интересующихся вопросами взаимодействия веры и науки. Конференция предоставила участникам неоценимый опыт открытого обсуждения вопросов взаимоотношения современной науки и богословия.

Вторая межвузовская студенческая конференция состоялась 7–8 апреля 2009 года. В ней приняли участие студенты Смоленского государственного университета, Смоленской государственной медицинской академии, Смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения, Военной академии и Смоленской духовной семинарии.

Работа конференции проходила по двум секциям: «Библия и наука, вера и естествознание» и «Христианство и история мировой цивилизации». Участниками были представлены доклады, охватывающие широкий круг тем: понятие первородного греха, формирование духовных и нравственных ценностей у офицерского состава на основе традиций русской армии, понимание смысла жизни в современной молодежной среде «безрелигиозное христианство» Дитриха Бонхеффера, основание латинской христианской хронистики Иеронимом Стридонским, святые защитники Руси и др. Многие из поставленных проблем вызвали горячую дискуссию.

22–23 декабря 2009 года в СПДС прошла Международная научно-практическая конференция «Преподавание библейских дисциплин в Духовных школах в рамках Государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы».

Проведение международной научно-практической конференции «Преподавание библейских дисциплин в духовных школах в рамках Государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы» было обусловлено, с одной стороны, задачами, поставленными Святейшим Патриархом на ректорском совещании 13 ноября 2009 г., связанными с переходом духовных семинарий на Госстандарт «Теология»; с другой — рассмотрением проблем преподавания библейских дисциплин в Духовных школах и оснащением учебного процесса современными учебно-методическими комплексами.

В работе конференции приняли участие представители духовных и светских богословских учебных заведений: Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Минской духовной академии и семинарии, Варшавской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Института теологии БГУ, Белгородской духовной семинарии, Сретенской духовной семинарии, Саратовской духовной семинарии, Екатеринбургской духовной семинарии, Коломенской духовной семинарии, Калужской духовной семинарии, Воронежской духовной семинарии, Иваново-Вознесенской духовной семинарии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

В задачи конференции входило обсуждение перспектив, которые открываются перед Духовными школами с введением Государственного образовательного стандарта «Теология», а также возникающих при этом трудностей и нахождение путей их разрешения; рассмотрение проблем преподавания библейских дисциплин в духовных школах и анализ представленных учебно-методических материалов.

Преподаватели и гости

С самого начала деятельности возрожденной Смоленской духовной школы стало ясно, что только собственными церковными силами вряд ли удастся организовать учебный процесс на должном уровне, сделать его продуктивным и интересным.

Большинство преподавателей семинарии в то время были вынуждены совмещать педагогическую деятельность с приходским служением, что, конечно, не могло способствовать нормальному функционированию образовательного процесса. Большую помощь на этой начальной стадии существования нам оказывали преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии: прот. Владимир Мустафин, архим. Ианнуарий Ивлиев, игум. Венедикт Кантерс, прот. Георгий Митрофанов и другие.

С тех пор приглашение наиболее интересных преподавателей, ученых из Российских вузов и из-за рубежа стало доброй традицией Смоленской духовной семинарии. В разные годы в Смоленской семинарии читали и продолжают читать свои лекции:

по Патрологии — о. Ив Дюбуа (Великобритания, Константинопольский Патриархат);

Иеромонах (затем епископ Венский и Австрийский, представитель РПЦ при Европейских международных организациях, ныне митрополит Волоколамский, Председатель ОВЦС) Иларион (Алфеев),

по Истории христианского искусства — старший научный сотрудник, зав. Научно-просветительским отделом музея А. Рублева в Москве Николай Владимирович Криволуцкий;

по истории России — профессор Питсбургского университета (США) Сергей Васильевич Утехин,

доктор философии Роман Николаевич Редлих (Франкфурт-на-Майне, Германия);

по Истории Юго-Западной митрополии Русской Церкви — профессор университета Франкфурта-на-Майне (Германия) Юлия Викторовна Освальт;

по Истории Русской Церкви — профессор университета Западного Онтарио (Канада) Дмитрий Владимирович Поспеловский;

по истории Западной церкви — профессор Венского университета Эрнст Суттнер;

профессор Латвийского государственного университета , доктор исторических наук Леон Леонович Тайванс;

по Истории Церкви ХХ века — профессор Венского университета Рудольф Прокши;

по Истории мировых религий — научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор, доктор исторических наук Андрей Борисович Зубов;

старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, ст. преподаватель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ (Москва) Ахмет Аминович Ярлыкапов;

ст. преподаватель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ (Москва) Анна Ильинична Шмаина-Великанова;

ст. преподаватель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ (Москва) Борис Александрович Малышев;

зав. кафедрой истории и теории религии Бибейско-Богословского института св.ап. Андрея (Москва) Алексей Васильевич Журавский;

доцент кафедры истории Южной Азии института стран Азии и Африки при МГУ Борис Анатольевич Иванов;

по Сектоведению — профессор Российского государственного университета Борис Зиновьевич Фаликов;

по Литургическом богословию — профессор кафедры Истории богословия Восточных Церквей Эрлангенского университета, Карл Фельми;

проректор СПбДА о. Владимир Хулап;

профессор Папского Восточного института в Риме, иеромонах Михаил Арранц

по Истории философии — профессор Мюнхенского университета доктор Пиетро Модесто

по Христианской педагогике — профессор Фил Слейтер (Великобритания);

по Миссиологии — сотрудник ОВЦС священник Игорь Филяновский;

по Западному богословию ХХ века — профессор Миланского университета, Санкт-Петербургской Католической духовной семинарии о. Фиоренцо Реати;

декан теологического факультета Мюнстерского университета (Германия) Томас Бремер;

по предмету Религия и право — кандидат юридических наук, профессор РГГУ, член Экспертного совета Комитета Гос. Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, главный редактор журнала «Религия и право», Почетный адвокат России Анатолий Васильевич Пчелинцев;

по Церковной археологии — преподаватель ПСТГУ Никита Евгеньевич Гайдуков;

по Богословию иконы — доцентом Библейско-Богословского института имени св.Андрея Первозванного, искусствовед Ирина Костантиновна Языкова;

по Проблемам новозаветной исагогики — заведующий Кафедрой библеистики МДА прот. Леонид Грилихес;

по Истории РПЦ — профессор СПбДА прот. Георгий Митрофанов;

по Библеистике — заведующий кафедрой библеистики Калужской православной духовной семинарии прот. Ростислав Снигирев;

по Науке и религии — кандидат богословия доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега;

по Истории архаических и нехристианских религий — преподаватель Российского государственного гуманитарного университета кандидат исторических наук Петр Георгиевич Чистяков.

Творческие встречи и лекции, проведенные гостями семинарии с преподавателями, студентами и общественностью города неизменно вызывали широкий общественный резонанс, способствовали духовному и культурному возрастанию людей, принимавших во встречах активное участие.

Смоленская духовная семинария осуществляла и продолжает осуществлять интенсивный научный и учебный обмен со многими учебными российским и зарубежными центрами, среди которых особо следует выделить Санкт-Петербургскую и Московскую духовные академии, Центр по изучению религий при Российском государственном гуманитарном университете (Москва) и др.

Поездки

Студенты и преподаватели Смоленской духовной школы за время ее возобновленной деятельности постоянно совершают паломнические и ознакомительные поездки, целью которых является, прежде всего, знакомство с жизнью христиан как в России, так и в других странах мира.

Традицией стали паломнические Москву, Сергиев Посад, Санкт-Петербург, Псков, Кострому, Полоцк, Минск, Витебск, Тверь и другие города России.

Ежегодно группа студентов и преподавателей семинарии выезжает в г Бари к Св.мощам Свт.Николая Чудотворца, совершались поездки в Италию, Грецию, Германию, Францию, Чехию и др. страны. Был посещен целый ряд западных образовательных богословских центров, таких как: Папская семинария Руссикум в Риме, Падерборнская семинария, Институт восточных церквей в Регенсбурге (Германия) и ряд других. Постоянные контакты вот уже в течение двадцати лет существуют между семинарией в Смоленске и группой христианских активистов в городе-партнере Хагене (Германия).

В мае 2008 года группа преподавателей и студентов Смоленской духовной семинарии совершила паломническое путешествие в Малую Азию (Турция), где посетили места проповеди Святых Апостолов Павла, Иоанна Богослова, Филиппа, дом Пресвятой Богородицы в Ефесе, места жизни и проповеди Святителя Николая Мир-Ликийского, Святых Отцов-каппадокийцев, подземные убежища первых христиан в каппадокии, города, к которым адресованы воззвания книги Апокалипсис.

В октябре 2009 года состоялась вторая экскурсионно-паломническая поездка в Малую Азию «Стопами святых Апостолов».

Семинария сегодня

В настоящее время и в церковных, и в светских кругах активно обсуждается вопрос аккредитации Духовных учебных заведений. Для нас это означает необходимость приведения учебного процесса семинарии к стандартам современного вуза. Традиционная система семинарского обучения — это лекции преподавателей, которые конспектируются и заучиваются студентами. В определенном смысле это система хороша и надежна, но она не соответствует требованиям настоящего момента. В институтской программе учебный план каждого предмета складывается из лекционных занятий, семинаров и самостоятельной работы студента, при этом часы лекционных занятий и самостоятельной работы делятся примерно поровну. Студент перестает быть пассивным слушателем лекций, он активно и творчески участвует в учебном процессе. Преподаватель не должен стремиться к тому, чтобы исчерпать какую-то тему в течение лекции: он должен ввести студентов в проблематику темы, поставить перед ними вопросы и очертить круг литературы, которую необходимо изучить. Все это — аксиомы высшего образования. Что мешает нам ввести эту систему? Есть целый ряд причин. Прежде всего, учебная лекционная нагрузка, которая в Духовных школах традиционно высока, отсутствие необходимого количества научной литературы в библиотеке для каждого желающего, стесненные бытовые условия для студентов (в семинариях, как правило, общежития устраиваются по казарменному образцу, а в таких условиях хорошо подготовиться к семинару непросто).

По благословению Святейшего Кирилла Патриарха Московского и всея Руси Смоленская духовная семинария получила лицензию на реализацию Государственного стандарта «Теология» и с 2009–2010 учебного года приступила к его выполнению. В этой связи наметились определенные проблемы и перспективы развития духовной школы. Прежде всего, необходимо было создать современные условия для обучения и проживания студентов.

2007 учебный год в нашей семинарии начался с капитального ремонта общежития. Сегодня в общежитии Смоленской семинарии всем учащимся предоставляются двухместные комфортабельные комнаты.

На протяжении последних лет в семинарии формировалась электронная библиотека, которая была доступна лишь тем, кто занимался в компьютерной аудитории. Теперь эта библиотека, многократно превосходящая по объему информации библиотеку на печатных носителях, в комнате у каждого студента. Кроме того, студентам предоставляется выход в Интернет. Все это позволяет нам более внимательно отнестись к учебной нагрузке: по вузовским стандартам она составляет не более 30 лекционных часов в неделю, т.е. пятидневка. Мы ввели эту систему с нового учебного года, шестой день посвещен обязательным физкультурным занятиям (для этого есть расположенные недалеко от семинарии спортивный и тренажерный залы). Безусловно, переходя на эту систему и учащим, и учащимся придется многому научиться. Сокращая количество лекционных часов, мы не имеем права сокращать объем изучаемого материала, а это означает: для учащих — качественно повысить требования, для учащихся — научиться на эти требования отвечать.

Всего Смоленскую духовную семинарию окончили 429 человек, из них пастырское отделение — 337 , регентское отделение — 92. Из числа окончивших Семинарию приняли священный сан 233 человека, в т.ч. в Смоленской епархии — 90 человек, другие епархии (Калининградская, Московская, Санкт-Петербургская, Псковская, Екатеринодарская, Брянская, Витебская, Рязанская, Новгородская, Белгородская, Орловская, Могилевская, Майкопская, Гродненская, Гомельская, Туровская, Пинская, Тверская, Берлинская, Польская Православная Церковь, Приходы РПЦ в Риме, Православный приход в Англии) — 143 человека.

На сегодняшний день в Смоленской Духовной семинарии обучается 54 студента. Они представляют следующие епархии Русской Православной Церкви: Смоленскую и Вяземскую, Калининградскую, Брянскую, Екатеринодарскую, Санкт-Петербургскую, Московскую, Минскую, Астанайскую, Абаканскую, Гродненскую, Пинскую, Псковскую, Липецкую, Эстонскую Православную Церковь, Туркменистан, Приход МП в Рейкьявике. Из числа студентов 10 чел. имеют высшее образование, 5 чел. — средне-специальное. Возраст студентов — от 17 до 39 лет. На заочном отделении обучается 189 чел. В семинарии трудятся 24 преподавателя, из них 3 доктора наук, 13 кандидатов наук.

Духовная школа активно участвует в научной и творческой жизни Смоленска. Студенты и преподаватели выступают на различных, встречах, семинарах, конференциях. Хор студентов семинарии приглашают участвовать в городских концертах, общественных и культурных мероприятиях.

Но главная задача семинарии по-прежнему заключается в подготовке пастырей, и без исполнения этого своего назначения вся иная деятельность оказалась бы скорее имитацией жизни. В настоящее время более половины клириков Смоленско-Калининградской епархии являются выпускниками школы, или продолжают заочное обучение в ней. Благодаря выпускникам семинарии в Смоленско-Калининградской епархии заполнены практически все священнические вакансии.