СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

  • Главная
  • События
  • Архив
  • 2013-2014
  • Методические занятия для преподавателей на тему: «Современные образовательные технологии в учебном процессе высшей школы»

Методические занятия для преподавателей на тему: «Современные образовательные технологии в учебном процессе высшей школы»

20.01.2014

С 14 по 20 января в Смоленской Православной Духовной Семинарии проходили методические занятия для преподавателей на тему: «Современные образовательные технологии в учебном процессе высшей школы». Методические занятия были организованы Отделом по научной и учебно-методической работе СПДС и проходили в форме взаимообучения преподавателей.
Цель методических занятий – учебно-методическое сопровождение преподавателей в процессе разработки и реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ.
Духовная семинария, как высшее учебное заведение, не может не учитывать в своей образовательной деятельности требования Федеральных государственных образовательных стандартов и достижения в сфере современных образовательных технологий.
Согласно ФГОС ВПО по направлению «Теология» на лекционные занятия отводится 40% учебного времени, из них не менее 20% рекомендуется проводить в интерактивном режиме, 60% учебного времени должно отводиться на семинарские или практические занятия. В этой связи в учебном процессе получают большее распространение различные современные образовательные технологии и методики.
Интерактивные и активные формы обучения применяются при проведении занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации. Главная цель их использования в учебном процессе – активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся, выработка навыка к самостоятельному поиску и принятию решений, повышение степени мотивации обучаемых, формирование необходимых компетенций.
В ходе методических занятиях преподаватели познакомились с интерактивными формами проведения лекционных занятий (лекция пресс-конференция, бинарная  лекция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с применением сократовского метода). Также участники семинара изучили различные активные методы, техники, приемы проведения семинарского занятия (семинар тематическая дискуссия, семинар-исследование, кейс-метод, видео кейс-метод, методика «мозгового штурма», супервизия, оппонирование, методика составления интеллект-карты).
Преподаватели  презентовали методики на учебном материале преподаваемых в Духовной семинарии дисциплин, тем самым показали область практического применения теоретических разработок.
Использование приема «лекция с обсуждением конкретных ситуаций» было продемонстрировано на примере дисциплины «Пастырское богословие» с помощью  ситуации из практической пастырской деятельности. Интерес вызвала также форма проведения бинарной лекции, которая предполагает ведение лекции двумя преподавателями, обсуждение теоретических проблемных вопросов с разных позиций двумя специалистами. Было предложено применить такой вид  лекции в курсе «История РПЦ» при изучении темы «Крещение Киевской Руси: основная версия и гипотезы», где есть возможность изложить разные гипотезы и аргументировано их доказывать. Задача студентов следить за аргументацией преподавателей, отмечать сильные и слабые стороны представленных теорий и прийти к своему мнению, выработать собственную позицию по данному вопросу. Задача преподавателей – подвести к поиску правильного ответа.
Кейс-метод был разработан и представлен в рамках темы «Императоры Исаврийской династии в оценках византийских и современных историков» курса «История Древней Церкви». Главный акцент при использовании кейс-метода ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, поиска правильной оценки правления императоров Исаврийской династии.
При подведении итогов методических занятий особое внимание было уделено критериям применения различных методов и приемов в учебной деятельности Духовной семинарии. Были определены области применения полученных знаний: корректировка и дополнение  рабочих программ в соответствии с требованиями компетентностного подхода, проведение открытых занятий с целью обмена опытом и демонстрации владения образовательными технологиями. Материалы семинара также войдут в методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы в Смоленской Православной Духовной Семинарии в рамках реализации новых образовательных стандартов и будут размещены на сайте семинарии в разделе «Научно-методическая деятельность» («Доклады, статьи, публикации»).

Назад